Архитектура

Общие сведения

Современный архитектурный облик, в котором доминируют сооружения эпохи украинского барокко (кон. XVII – XVIII вв.), Лавра приобрела после неоднократных разорений от войн и пожаров мирного времени. В 1990 г. архитектурный ансамбль обители внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Территория и планировка

Лавра стоит на возвышенности правого берега Днепра, занимая обращенные к востоку выступ плато и отрог с впадиной между ними. Территория Лавры, площадью более 20 га, разделена на 2 почти равные части – Верхнюю и Нижнюю: 1-я – на плато, 2-я – во впадине и на отроге к югу от нее.

На Верхней территории Лавры находятся: главые наземные сооружения обители («Великая церковь», или Успенский собор, Трапезный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских, Большая колокольня), структуры Национального Киево-Печерского заповедника (администрация, фонды, экспозиции, экскурсбюро), ряд государственных музеев (в т.ч.: Исторических драгоценностей, Книги и книгопечатания, Микроминиатюр Николая Сядристого); на Нижней территории – лабиринты Ближних и Дальних пещер, колодцы прпп. Антония и Феодосия, основные учреждения Киевской Митрополии и Священного Синода УПЦ, приемные священноначалия Лавры, Киевские духовные школы (КДАиС), службы для паломников (экскурсюбо, гостиницы, трапезные).

На Верхнюю территорию Лавры ведут 3-е ворот: с запада – главные, именуемые Святыми, расположенные в нижнем ярусе храма Св. Троицы; с севера – Экономические, или Всехсвятские, расположенные в нижнем ярусе храма Всех Святых; с юго-востока, из Нижней Лавры – Пещерные, в виде арочного проезда с портиком в крепостной стене Верхней Лавры. На Нижнюю территорию ведут 2-е ворот (помимо Пещерных): Западные («Казаческие», «Шлагбаум») – от ул. Лаврской, в виде арок «кирпичного стиля»; Нижние («у колодцев») – от Днепровского спуска (со стороны набережной Днепра).

Основные пути Верхней Лаврыул. Главная, Экономическая, Пещерная, которые сходятся от ворот к Соборной площади (Успенскому собору). Основные пути Нижней Лаврыулица от Западных ворот к Пещерным (вдоль крепостной стены Верхней Лавры) и ответвляющиеся от нее дороги в Гостиный двор (начинается возле храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ведет к одной из паломнических гостиниц, священнической гостинице, некоторым лаврским службам и мастерским, тыльной стороне главного здания КДАиС, зданию Синодальных отделов УПЦ, резиденции Предстоятеля) и к пещерам (начинается возле Креста 2000-летия Рождества Христова и вскоре разделяется на 2 пути – в направлении Ближних и Дальних пещер); при обширности территории Гостиного двора, в него устроен дополнительный южный проезд от Западных ворот; для близкого перехода между территориями Ближних и Дальних пещер устроена пересекающая впадину крытая галерея.

Сооружения

Верхняя территория Лавры

Крепостные сооружения и надвратный храм Св. Троицы

Верхняя территория Лавры опоясана каменной крепостной стеной 1695-1706 гг. с 4-мя башнями – Онуфриевской (в верхнем ярусе находился храм прп. Онуфрия Великого – чтимого гетманом Иваном Мазепой, который пожертвовал средства на сооружение стены), Кущниковской (в верхнем ярусе находился храм прп. Иоанна Кущника – небесного покровителя гетмана Ивана Самойловича, укрепившего торговое Печерское местечко XVI-XVII вв. при Лавре мощными валами и новым острогом; в XVIII в. 3-й ярус башни перестроили), Часовой (со времени перестройки в 1760 г. до 1816 г. в ней находились часы), Малярной (перестроена в сер. XIX в.; название – от мастерской, занимавшей верхний ярус).

Описание Лавры 1638 г. («Тератургима») называет строителем храма Св. Троицы на главных воротах обители прп. Николу Святошу – в миру князя Святослава Давидовича, который принял в Лавре монашество в нач. XII в. В этой связи строительство церкви относят ко времени между двумя летописными датами: 1106 и 1108 гг. – соответственно временем пострига прп. Николы и окончания каменной лаврской трапезной. В 20-30-х гг. XVIII в. древнерусская каменная постройка была отделана внутри и снаружи в стиле украинского барокко (в 1881-1883 гг. лепка на фасадах заменена по старым формам, в 1900-1901 гг. барочная живопись на фасадах переписана в академическом стиле). В 1744 г. примыкающие к церкви участки крепостной стены были расписаны ликами «Собор свв. Печерских, почивающих в Ближних пещерах» и «Собор свв. Печерских, почивающих в Дальних пещерах» (поновлены с изменениями в 1901-1902 гг.).

Кельи соборных старцев

По сторонам главной улицы Верхней Лавры, между Св. вратами и Соборной площадью протянулись 2 барочных корпуса, известных как «Кельи соборных старцев». Оба здания возведены в 1720-х гг. на месте деревянных келий (лепные даты напоминают о последующих ремонтах: «1777» – на восточном фронтоне северного корпуса; «1783» – на западном фронтоне южного корпуса). Название корпусов обусловлено тем, что в нач. ХХ в. в них жили некоторые из соборных старцев – членов Духовного Собора (органа управления Лаврой). В 2011 г. в южном корпусе открыт Музей истории Киево-печерской Лавры.

Великая Печерская церковь Успения Пресвятой Богородицы

Согласно «Житию» прп. Феодосия, место строительства Успенского собора было еще до закладки указано особыми знамениями свыше: однажды ночью ехавший мимо монастыря путник увидел огненную радугу между старой усадьбой обители и плато соседней горы; в другой раз, услышав ночью церковное пение со стороны монастыря, окрестные жители вышли из домов и увидели крестный ход монашеской братии из старой обители на плато и обратно: впоследствии выяснилось, что это было видение. «Слово о создании Великой церкви Печерской» (в «Патерике») повествует о чудесном прибытии к прпп. Антонию и Феодосию зодчих из Константинополя (для сооружения храма), и святынь из Скандинавии (для его украшения), которые принес варяг Шимон (нареченный впоследствии Симоном); а также – об указании места будущей церкви росой и огнем (по молитве прп. Антония), о чудесах во время строительства и освящения.

Согласно Лаврентьевской летописи, закладка состоялась в 1073 г. («Слово о создании» говорит об участии в ней обоих основателей Лавры); после кончины прп. Феодосия (1074; «Житие» отмечает, что прп. Феодосий успел потрудиться вместе с каменщиками) в строительстве последовал короткий перерыв, а затем здание храма было возведено в 1075-1078 гг.; в 1089 г. состоялось торжественное освящение Успенского собора, в 1091 г. сюда из Дальних пещер перенесли мощи прп. Феодосия. На рубеже XI-XII и в XVI-XVII вв. изначальный массив здания окружили приделы-усыпальницы, обведенные при ремонте 1720-х гг. общей стеной (после пожара Верхней Лавры 1718 г.); в XVII-XVIII вв. менялся облик завершения храма.

Наравне с пещерами, Успенский собор входил в триптих главных духовных «полюсов» Лавры; в нем пребывала часть лаврских святынь, он являлся усыпальницей многих выдающихся духовных мужей и мирян, в т.ч. князя Константина Ивановича Острожского (†1530), свт. Петра Могилы (†1647), полководца Петра Румянцева-Задунайского (†1796). При этом, на долю храма выпало немало испытаний: ограбление половцами (1096), монголами (1240), татарами (1416), крымчаками (1482), повреждения при землетрясении (1230) и пожарах мирного времени (1718); в 1941 г. собор был взорван нацистами (уцелел лишь поздний юго-восточный придел св. ап. Иоанна Богослова), в 1998-2000 гг. святыня восстановлена (самый древний придел св. прор. Иоанна Предтечи исполнен в формах древнерусского зодчества, находясь при этом внутри воссозданных надстроек XVII-XVIII вв. и напоминая Кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме).

Большая колокольня

Построена в 1731-1744 гг. немецким зодчим Иоганном Готфридом Шеделем. Время подтвердило его слова: «Сия звонница… каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется»; «Тебя, величавое творение, созданное моим воображением и энергией, встретят торжественно потомки!» Высота сооружения с крестом – 96, 5 м. На 4-м ярусе колокольни с 1903 г. установлены куранты из мастерской Андрея Енодина (Москва), исправно работающие до сих пор.

Западнее колокольни раскинулся сквер, в центре которого установлен киворий над питьевым фонтанчиком (1896), а по периметру выложены старинные надгробные плиты, найденные при раскопках руин Успенского собора; в южной части сквера обозначено  место расположения фундаментов летописной каменной трапезной Лавры 1108 г. (исследованы в 1984, 1991, 2000 гг.).

Старинный дом наместника и здание библиотеки митрополита Флавиана

С южной стороны к колокольне прибыкает старинный дом наместника Лавры (ныне одно из экспозиционных зданий лаврского заповедника). В кон. XVII – нач. XVIII вв. на этом месте была построена каменная келья квасоваров; в 1731-1748 гг. ее переделали в ключню. С 1824 г. она служила домом наместника. Далее к югу располагается дом, построенный в 1908-1909 гг. Киевским митрополитом Флавианом (Городецким, †1915) для библиотеки, которую этот ученый владыка завещал Лавре (богатейшее собрание книг было похищено в годы нацистской оккупации); с 1985 г. в здании открыт Музей микроминиатюр заслуженного мастера народного творчества Николая Сядристого: здесь можно увидеть подкованную блоху (идея заимствована из сказки Лескова о мастере Левше), искусственную розу внутри человеческого волоса и другие уникальные работы.

Храм прпп. Антония и Феодосия Печерских с Трапезной палатой

Расположен к югу от Успенского собора, сооружен в 1895 г. Эклектическая архитектура сооружения сочетает неовизантийский и неорусский стили: от первого – форма купола (диаметр 20 м), напоминающего Св. Софию Константинопольскую; от второго – маковки в стиле московского зочества XVII в. В 1902-1910 гг. выполнено художественное оформление интерьера храма и палаты по проекту Алексея Щусева. Большинство живописных работ в Трапезной палате принадлежат кисти художника Ивана Ижакевича.

У северной стены палаты похоронены премьер-министр Петр Столыпин (†1911) и казненные гетманом Иваном Мазепой генеральный судья Василий Кочубей со своим родичем полковником Иваном Искрой (†1708).

За алтарем храма находится видовая площадка, спланированная в XVIII в. Здесь открывается панорама Днепра и Нижней Лавры. В центре площадки в 1880-1883 гг. построено здание, верхний этаж которого занимала лаврская иконописная школа, нижний (вместе с 4-ярусными погребами под ним) предназначался для хозяйственных нужд.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и митрополичий дом

Церковь находится юго-западнее Трапезной палаты, возведена в 1904-1905 гг. по проекту Евгения Ермакова, снаружи отделана в формах эклектики (с элементами неорусского стиля и необарокко). Храм служил домовой церковью при митрополичьем доме, примыкающем с западной стороны и построенном в 1695-1731 гг.; из этого дома был уведен на расстрел арестованный вооруженными бандитами Киевский митрополит сщмч. Владимир (Богоявленский).

Здание типографии

Находится к востоку от алтаря Успенского собора. Имеющиеся в распоряжении исследователей документы позволяют сделать вывод о том, что лаврская типография (первая в истории Киева) могла быть открыта не ранее 1606 г. Однако, самым ранним известным ее изданием является «Часослов» 1616 г. В лаврской типографии увидели свет первый печатный толковый церковно-славянский словарь («Лексикон славянорусский» иеромонаха Памвы Берынды, 1627), первый печатный учебник по истории русских земель («Синопсис», который с 1674 г. выдержал более 25-ти изданий).

В 1701 г. деревянное строение типографии заменили каменным. В кон. XVIII в. оно было надстроено 2-м этажом в виде высокой 2-скатной кровли с фронтонами и укреплено на южном фасаде 3-я аркбутанами, опирающимися на барьер видовой площадки за алтарем Трапезной церкви. В 1860-х гг. верхний этаж типографии был перестроен – он обрел прямые каменные стены и восточную пристройку, укрепленную с юга 4-м аркбутаном. В 1970-х гг. в здании находится Музей книги и книгопечатания Украины. В 1996 г. на Нижней территории Лавры открыта новая монастырская типография.

Ковнировский корпус

Расположен к северо-западу от Успенского собора. Строился поэтапно на протяжении XVIII в. Состоит из 2-х зданий – пекарни (южная секция) и келий. В сер. XVIII в. зодчий Степан Ковнир ликвидировал понижение между зданиями, надстроив крыльцо пекарни, и украсил парадную западную стену 5-тью пышными фронтонами. С 1969 г. в корпусе размещается Музей исторических драгоценностей Украины.

Экономический корпус

Находится на восточной стороне Экономической улицы. На стыке XVII-XVIII вв. возведена северная часть здания, в XVIII-XIX вв. корпус достраивался. Название корпуса происходит от расположенного за его тыльным фасадом Экономического (хозяйственного) двора Верхней Лавры.

Храм Всех святых

Сооружен в 1695-1706 гг. вместе с крепостной стеной Вехней Лавры, признан шедевром украинского барокко. В XVIII в. пристроена крытая галерея с лестничным входом. Росписи интерьера несколько раз менялись; нынешняя роспись выполнена в 1905-1906 гг. учениками лаврской иконописной школы под руководством Ивана Ижакевича. Иконостас сохранился с 1741 г. Некоторые его иконы переписаны в XIX в.

Больничный монастырь

В северо-западной части Верхней Лавры расположен бывший автономный Больничный монастырь. Согласно монастырской традиции («Тератургима», 1638), в нач. XII в. прп. Никола Святоша организовал при обители братскую больницу, над которой был поставлен особый начальствующий из иноков. В 1580 г. акты упоминают о Больничном монастыре и его угодьях. В 1631-1632 гг. на территории Больничного монастыря действовал Гимназиум свт. Петра Могилы. Главным храмом Больничной обители была надвратная церковь Св. Троицы. В нач. XVII в. известно также о существовании деревянного теплого храма, который в 1695-1700 гг. был заменен каменным и освящен в память свт. Николая Мирликийского (в XVIII в. церковь обрела несколько пристроек с северной стороны). В XIX в. в северо-западной части Больничного монастыря был возведен корпус, на верхнем этаже которого в 1862 г. устроили домовой храм Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1902 г. по северо-восточной границе монастыря протянулось Г-образное в плане здание келий с аптекой. От арки в центре этого здания к Экономической улице ведет Клирошанский переулок, названный так по корпусу XVIII-XIX вв. на его северной стороне (в корпусе проживали певчие Успенского собора).

Территория Ближних пещер

В широком смысле – пространство от Креста 2000-летия Рождества Христова и Пещерных ворот на северо-западе до корпуса № 45 (заметен по фасадной мозаике «Спас Нерукотворный» и дате «1890») и колодца прп. Антония и на юго-востоке; в узком смысле – дворик у южного фасада Крестовоздвиженской церкви и сад к северу от храма.

К кон. XVI в. восходят надежные данные о существовании около Ближних пещер наземных построек: в 1584 г. польский купец Мартин Грюневег видел здесь хижину инока, который хранил ключи от подземелья и водил по нему посетителей. На рубеже XVI-XVII вв. при пещере уже обитала целая автономная монашеская община во главе с иеромонахом Исаией Копинским – будущим митрополитом Киевским (об этом упоминает «Летопись Густынского монастыря»). Гравюра 1638 г. изображает на входе в пещеры 1-этажные сени с небольшим куполом, а вокруг – несколько келий (в т.ч. «келлию отца пещерного начальника»). В 1651 г. голландский художник Абрагам ван Вестерфельд видел на месте пещерных сеней церковь, к востоку от нее – маленький домик. Архидиакон Павел Алеппский называет храм Крестовоздвиженским (1654). По одной из гипотез – церковь была деревянной, а к 1690-м гг. ее заменили каменной; по другой – храм изначально являлся каменным. Современный ансамбль наземных сооружений при Ближних пещерах сформировался позже: в XVIII – нач. XX вв.

При спуске к пещерам со стороны Креста 2000-летия Рождества Христова, восточнее дороги видна крытая галерея, проходящая сквозь 2-ярусную колокольню; по сторонам поворота дороги к дворику Крестовоздвиженской церкви расположены 2 больших корпуса келий (№№ 44 и 45). Впервые сооружение крытой галереи было предпринято в те времена, когда между Верхней Лаврой и территориями пещер отсутствовали мощеные дороги. С 1651 г. известна крытая деревянная галерея на участке между колокольней и двориком; к 1690-м гг. построили более протяженную галерею – с входом у стен Верхней Лавры (в 1-й пол. XIX и нач. XXI вв. галерея перестраивалась; при 1-й из этих перестроек деревянные столбы галереи были заменены кирпичными). В 1760-1763 гг. над галереей надстроена каменная колокольня (через ее проем с дороги виден старейший «действующий» лаврский колокол: отлитый в 1683 г. для Печерского Вознесенского монастыря, он после 1718 г. был передан Лавре, в 1760 г. помещен на Часовой крепостной башне, в 1816 г. – перенесен на Большую лаврскую колокольню, в 1947 г. – на колокольню Ближних пещер). Корпус № 44 документально известен с 1781 г.; в 1847 г. надстроен его 2-й этаж. Корпус № 45 сооружен в 1890 г. (в кон. 1990-х гг. на 2-м этаже устроен конферец-зал).

Храм Воздвижения Честного Креста Господня 1700 г. построен в стиле украинского барокко на средства полковника Павла Герцика (в том же году он почил и был погребен в этой церкви). В интерьере сохранился резной липовый иконостас, изготовленный в 1769 г. мастером Карпом Швериным в стиле рококо (часть икон – XVIII в.; другие – 1822-1823 и 1893-1895 гг.); над Царскими вратами помещена копия образа Успения Пресвятой Богородицы, принесенного, по преданию, греками для украшения Великой Печерской церкви в кон. XI в. Настенная роспись храма выполнена в 1894 г. художником Даниилом Давыдовым (вместо первоначальных росписей и поновлений 1816 г.). В сер. XIX – нач. XX вв. в церкви погребали митрополитов, почивших на Киевской кафедре – начиная со свт. Филарета (Амфитеатрова, †1857) и завершая сщмч. Владимиром (Богоявленским, †1918), мощи которых обретены и перенесены в Дальние пещеры (некоторые митрополиты указанного периода пожелали быть погребенными в Софийском соборе). В 1995-1997 гг. пол храма вымощен мрамором.

С запада к Крестовоздвиженской церкви примыкает 2-этажный корпус с теплым храмом Всех свв. Киево-Печерских на верхнем этаже. Здание сооружено в 1830-х гг. В 1839 г. состоялось открытие храма, в 1872 г. был расширен, в 1993 г. возрожден после закрытия в советский период, в 2002 г. – реконструирован. Своеобразие интерьеру храма придает широкоугольный излом корпуса, северное крыло которого смыкается с крытой галереей от Верхней Лавры. С 2012 г. в храме почивают мощи схиархиеп. прп. исп. Антония (Абашидзе), возродившего в Лавре действующий монастырь во время Великой Отечественной войны (†1 дек. 1942 г.; память 1 дек. н. ст.).

С северо-востока к алтарю Крестовоздвиженской церкви примыкает галерея для входа в Ближние пещеры (выход из пещер осуществляется через притвор храма). Галерея сооружена в 1740-1745 гг. в виде аркады. На плане Лавры 1783 г. в тылу галереи изображен 1-этажный корпус. В нач. XIX в. над галереей и корпусом надстроен 2-й этаж (кроме галереи, в обоих этажах здания устроены кельи). В 1872 г. в интерьере галереи выполнены росписи «Страшный Суд» и «Мытарства блаженной Феодоры» («Житие прп. Василия Нового» – византийского подвижника Х в. – повествует о том, как ученик этого старца Григорий имел видение о загробной участи Василиевой служанки Феодоры: путь душе Феодоры к небесным обителям преграждали мытарства – сонмы демонов; каждый сонм обвинял Феодору в каком-то отдельном роде грехов; ряд мытарств Феодора преодолела лишь по молитвам старца; впервые «Мытарства» были изображены в галерее еще в нач. XIX в. – к 1872 г. относится поновление росписи).

К востоку от галереи для входа в Ближние пещеры находится Дом наместника Киево-Печерской Лавры (корпус № 42). Основная часть дома возведена в 1793 г. в качестве кельи начальника Ближних пещер. Стоя на косогоре, дом с западной и северной сторон имеет 1 этаж, с восточной и южной – 2. В этом доме провел последние годы своей земной жизни и почил прп. Парфений Киевский (†1855); когда он по немощи уже не мог спускаться в пещеры для ежедневного совершения Литургии, – в 1854 г. в одном из помещений дома устроили церковь Сретения Господня (название церкви обусловлено предчувствием прп. Парфением близкой встречи с Господом). Во 2-й пол. XIX в. восточный фасад дома обрел выступ-ризалит, увенчанный 8-гранной верандой с боковыми галереями, а с севера появилась деревянная пристройка, впоследствии замененная каменной. При возрождении Лавры в нач. 1940-х гг. в домике жил и преставился схиархиеп. прп. исп. Антоний (Абашидзе) (†1942), для которого был восстановлен Сретенский храм. После кончины старца дом занимали наместники Лавры (с перерывом в 1961-1994 гг.). Северо-западнее расположен 3-этажный корпус келий 1898-1899 гг.

Юго-восточнее алтаря Крестовоздвиженской церкви возвышается каменная часовня (1869-1870) на могиле Киевского генерал-губернатора Александра Безака (†1868) и его супруги Любови (†1874). При Безаке Киев соединили железной дорогой с Курском и Одессой (1-й прибывший в город паровоз назвали «Безак»).

В XVIII в. террасу склона, на которой расположены входы в Ближние пещеры и примыкающие наземные постройки, обвели с юга и востока мощной каменной подпорной стеной. Чередование контрфорсов и впадин между ними делает стену волнистой в плане. Угловой контрфорс между южным и восточным крылом стены имеет полукруглый план, другие – трапецевидный, впадины – полукруглый. Особенно сильное впечатление стена производит при взгляде от колодцев прпп. Антония и Феодосия, находящихся в овраге между территориями Ближних и Дальних пещер. По мере приближения к Днепру высота стены растет за счет понижения дна оврага и достигает максимума в угловом контрфорсе. Описанное сооружение называют «Дебоскетовской стеной» – в память инженера Дебоскета, который в сер. XVIII в. укреплял в Лавре склоны для остановки опасных для пещер оползней; однако, вид, близкий к нынешнему, стена обрела лишь в кон. XVIII в. На гребне стены устроены 2 башенки-ротонды в стиле ампир: одна – на западном конце, другая – на стыке восточного и южного крыла; их возведение окончили в 1793 г.: 1-я ротонда стала началом галереи, ведущей в сторону Дальних пещер, 2-я – служила вначале ризницей Крестовоздвиженской церкви, ныне имеет хозяйственное назначение. В юго-западном углу террасы стоит 1-этажный корпус № 46, построенный между 1836 и 1845 гг. для келий. На стыке XVIII-XIX вв. к западу от корпуса (за пределами террасы) возвели 3-ю ротонду (для бытовых нужд); утраченная со временем, она восстановлена в 1988 г.

Территория Дальних пещер

В широком смысле – пространство к югу от стены Дебоскета; в узком – усадьба-дворик над лабиринтом пещер. После ухода прп. Антония в Ближние пещеры, братия во главе с прп. Варлаамом построила возле Дальних пещер деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы (о чем единодушно сообщают ПВЛ и «Житие» прп. Феодосия; ПВЛ уточняет, что на строительство было испрошено благословение прп. Антония). Вскоре над Дальними пещерами выстроили деревянный наземный монастырь (согласно ПВЛ, это произошло еще при прп. Варлааме, по версии «Жития» – при прп. Феодосии; «Житие» приводит и дату события – 1062 г.). После окончания строительства Успенского собора (которое ПВЛ датирует 1078 г.) и переселения к новому храму основной части братии, в «ветхом дворе» на Дальних пещерах были оставлены несколько иноков для совершения ежедневной Литургии и для погребения усопших (сведения из «Жития»): таким образом, «ветхий двор» стал, по сути, скитом при Лавре. Впоследствии письменные источники надолго «умолкают» о наземной усадьбе Дальних пещер. Она упоминается вновь только с XVII в.: к 1638 г. здесь находились деревянные кельи и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенная в 1635 г.; с 1682 г. известна должность блюстителя Дальних пещер. Автономия общины иноков, проживающей на Дальних пещерах, сохранялась до 1917 г. Современный ансамбль здешних наземных построек софрмировался в кон. XVII – XIX вв. Основные пути на Дальние пещеры – дорога от Креста 2000-летия Рождества Христова и крытая галерея от территории Ближних пещер.

Крытая галерея известна с 1695 и перестраивалась в 1793, 1812-1816 (в конструкцию включены каменные столбы) и 1869 гг. Нынешний входной павильон галереи со стороны Дальних пещер построен в 1897-1898 гг. В нач. 1990-х гг. к восточному фасаду павильона приставлена стела прпп. Антония и Феодосия Печерских. Восточнее павильона находится Аннозачатиевская церковь (Зачатия Пресвятой Богородицы св. прав. Анной); изначально храм возведен в 1679 г.; в 1809 г. переложены его каменные стены (кровля стояла на деревянных опорах), а в 1891 г. изменена форма купольного завершения; в интерьере сохранился иконостас 1881 г.; нынешние росписи стен выполнены в 2008 г.

В XVIII в. из Аннозачатиевской церкви пробит подземный крутой лестничный спуск в лабиринт Дальних пещер. Для посетителей он служит в качестве одного из входов в пещеры и почти никогда – в качестве выхода. Другим входом, и одновременно выходом, служит древнее устье лабиринта на террасе днепровского склона. В кон. XVIII – нач. ХХ вв. на соответствующем участке террасы поэтапно выстроено каменное здание с башней. Из этого здания проведена крытая лестничная галерея в сторону Аннозачатиевской церкви. Галерея известна с 1690-х гг.; в 1809-1811 и 1864 гг. ее поновляли, в 1898 г. на верхнем конце галереи сооружен каменный павильон, расположенный чуть южнее алтаря Аннозачатиевской церкви.

Венцом ансамбля наземных построек на Дальних пещерах являются храм Рождества Пресвятой Богородицы (1696) и расположенная к западу от него колокольня (1754-1761); церковь возведена на средства полковника Константина Мокиевского – родича гетмана Ивана Мазепы; прежнее внутреннее убранство храма не сохранилось; в 1989-1990 гг. в византийском стиле выполнена новая роспись алтаря, в 1990 г. установлен иконостас, в 2000 г. в манере подражания академизму расписан наос; с 1991-1992 гг. церковь является академическим храмом КДАиС. Севернее храма находится аркада (1744), которая подпирает занимаемую им часть вершины мыса (при взгляде с северной стороны, аркада кажется фасадом несуществующего цокольного этажа церкви). Вокруг храма находится кладбище (огибаемое с запада, юга и востока бастионом крепостной стены Нижней Лавры 1844-1846 гг.), где похоронены известный старец Вассиан Слепой (Балашевич, 1745-1827), дочь писателя Сергея Аксакова София (1823-1885), ветераны Отечественной войны 1812 г. генералы Паисий Кайсаров (1783-1844) и Афанасий Красовский (1781-1843), глава экспедиции на знаменитом фрегате «Паллада» адмирал Евфимий Путятин (1803-1883), военный губернатор Парижа 1814 г. от лица России генерал-фельдмаршал Фабиан Остен-Сакен (1750-1837).

По периметру двора между главными сооружениями на Дальних пещерах расположены несколько корпусов. Юго-западнее павильона крытой лестничной галереи, параллельно зданию Аннозачатиевской церкви, протянулся келейный корпус № 50 (1856-1857); корпуса №№ 51 (1-й этаж – 1824-1825 гг.; 2-й – 1893-1899 гг.), 52 (1823), 53 (1897) – образуют архитектурную «цепь» к западу от павильона другой галереи (соединяющей территонию Дальних и Ближних пещер); на 2-м этаже корпуса № 51 с 1989 г. находится братская трапезная, корпус № 53 г. на рубеже XX-XXI вв. обращен из келий в гостиницу (она называется «Архиерейской»). Северо-западнее колокольни расположен заметный по ярким формам стиля классицизма (1812-1814) корпус № 49 – бывший домик блюстителя Дальних пещер (с кон. XX – нач. XXI вв. здесь находится канцелярия Киевской Митрополии УПЦ). Восточнее домика, в 2008 г. установлен памятник свв. Кириллу и Мефодию – на месте каменной Свято-Кирилло-Мефодиевской стелы, сооруженной в 1989 г. к 1-й годовщине возрождения в Лавре действующего монастыря. Еще далее к востоку, у западного торца корпуса № 50 – сохранился старинный балдахин над питьевым фонтанчиком (1896-1897).

Лабиринты пещер

Чудотворения, явленные через святых подвижников Лавры при их земной жизни и после кончины, влекли на молитву в пещеры – к мощам угодников Божиих – множество иноков и мирян. В XVII – нач. ХХ вв. пещеры преобразились: их укрепили и удлиннили – ради безопасности и удобства обхода, а также украсили – ради благолепия места покоя чтимых Церковью подвижников. В сер. XVII – нач. XVIII вв. в пещерах были устроены аркасолии – арочные ниши вдоль коридоров: в них установили деревянные раки, куда переместили из локул и крипт мощи большинства лаврских святых; мощи некоторых оставили в локулах и криптах – «в затворе», отчего, в ряде случаев, их назвали «затворниками», хотя при земной жизни не все из них несли подвиг затворничества; одновременно, почти все древние погребальные пустоты были замурованы. В кон. XVII в. пещеры украсили росписями (сохранились фрагменты в Ближних пещерах). На рубеже XVIII-ХIХ вв. полы пещер в доступных паломникам местах вымостили чугунными плитами, в подземных церквах установили медные позолоченные иконостасы (мраморные колонны в храмах Ближних пещер считают частями убранства Успенского собора до пожара 1718 г.). В ХIХ-ХХ вв. пещеры частично укрепили кирпичом и полностью оштукатурили в пределах маршрутов паломнического посещения.

Современная длина лабиринта Дальних пещер – 293 м, без примыкающих к ним с юга Варяжских. Согласно «Патерику», в конце ХI в. в Варяжской пещере обитали прпп. Феодор и Василий. Там же упоминается, что, по словам «Жития» прп. Антония, в этой пещере был скрыт варяжский клад. К сожалению, указанное «Житие» прп. Антония утрачено. Скупость письменных известий о Варяжской пещере, обособленное упоминание ее источниками, отсутствие здесь могил (лабиринт длиной более 150 м образуют коридоры, – которые идут в разных направлениях от небольшого кольца и оканчиваются завалами, – а также несколько помещений камерного типа) и запустение в эпоху благоустройства Дальних и Ближних пещер для посещения паломниками создали вокруг этого подземелья атмосферу тайны (по разным версиям, здесь прятали сокровища или тайно собирались на «катакомбное» богослужение варяги, служившие при Киевском князе еще до Крещения Руси, либо же здесь обитал инок варяжского происхождения). Для массового посещения Варяжская пещера не приспособлена, зато сохранила древнюю обстановку, что придает подземелью особую ценность.

Длина лабиринта Ближних пещер – 383 м. Карта 1638 г. отмечает одну из больших усыпальниц на его юго-западной окраине как «трапезную» иноков, обитавших здесь с прп. Антонием. С XIX в. это помещение отождествляют с «общиной», где, по рассказу «Патерика», на Пасху 1463 г. произошло чудо: совершая каждение над могилами и приветствуя усопших возгласом «Христос Воскрес!» – прп. иеромонах Дионисий Щепа услышал ответ «Воистину Воскрес!» С северной стороны лабиринта есть «улицы», сохранившие древний интереьер. На одной из них уцелело много граффити XII-XVII вв. В их числе – каллиграфическое: «Лета 6658 (1150) ископахом место сие на положение…» (конец надписи уничтожен обвалом). На другой «улице» найдены следы какого-то по-особому оформленного помещения (возможно, храма) с остатками древней настенной росписи, кирпичной кладки и деревянных подпор. Еще в древности оно было разрушено обвалом, а новый ход к нему прорыли в осевшем грунте.

Пещеры Лавры имеют 6 подземных церквей: Дальние – Благовещения Пресвятой Богородицы (считается древней), Рождества Христова и прп. Феодосия (обе существовали к 1638 г.); Ближние – Введения Пресвятой Богородицы (древняя), прп. Антония (конца XVI в.) и прп. Варлаама (1691). Каменный иконостас Благовещенской церкви сооружен в кон. ХХ в.

В Дальних и Ближних пещерах покоятся мощи свыше 120 подвижников. Это не только святые иноки, но и епископы: некоторые были выходцами из лаврской братии, некоторые – завещали себя похоронить в Лавре. Мощи ряда святых перенесены в Лавру из других мест – как в «собирательницу» святынь. В число почивающих в пещерах святых входят прп. Нестор Летописец (†между 1113-1116; составитель «Повести временных лет» и «Жития прп. Феодосия», ведущий участник обретения Феодосиевых мощей), прп. Агапит Лекарь (†1090-е гг.; спас от смерти князя Владимира Мономаха), прп. Алипий Иконописец (†рубеж XI-XII; 1-й исторически известный художник Руси), прп. Никола Святоша (†1142; 1-м из князей Руси принял монашество, которое предпочел вынужденному участию в междоусобицах), св. Илия Муромец (†1188; обследование мощей выявило наличие сильной мускулатуры и боевых ран, подтвердило данные былин о неподвижности витязя до 30 лет вследствие недуга). В 1990-х гг. в Дальние пещеры перенесли обретенные в наземных храмах монастыря мощи святых, подвизавшихся в Лавре в XVIII – нач. XX вв.: Киевских митрополитов сщмч. Владимира (Богоявленского, †1918) и свт. Филарета (Амфитеатрова, †1857), Тобольского митрополита свт. Павла (Конюскевича, †1770).

Источники прпп. Антония и Феодосия

На дне впадины между дворами Ближних и Дальних пещер расположен архитектурный ансамбль двух часовен и церкви Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По преданию, записанному в 1-й пол. XIX в. Андреем Николаевичем Муравьевым, на этом месте прпп. Антоний и Феодосий встречались и беседовали в период раздельного обитания на Ближних и Дальних пещерах; при этом – выкопали 2 колодца: северный, со стороны Ближних Антонивых пещер – называется Антониевым, а южный, со стороны Дальних Феодосиевых пещер – Феодосиевым. В 2001-2002 гг. над колодцами сооружены каменные часовни, в которые подается вода из артезианской скважины. Открытое в долину Днепра устье впадины перегораживает крепостная стена Нижней Лавры 1844-1846 гг. – на данном участке она искусно проведена по крутым склонам. Между часовнями, в стене устроены ворота. Севернее ворот стена ненадолго раздваивается, образуя замкнутый полукруглый бастион. Внутри бастиона находится храм Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Изначально сооружение задумывалось как часовня над артезианским колодцем (архитектор Евгений Ермаков, 1914-1915), но в 2001 г. здесь была устроена церковь. В храме находятся 2 известных святыни – икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», написанная в 1913 г. для Лавры, и шапочка, освящаемая на мощах прп. Марка Гробокопателя.

Киевская Духовная Академия и Семинария

На западной стороне дороги, ведущей от Креста 2000-летия Рождества Христова к Дальним пещерам, находятся главные здания Киевской Духовной Академии и Семинарии. Центральный корпус (№ 64) – заметен по двум высоким крытым крылечкам (сооружен для лаврского свечного завода, который располагался здесь до 1898 г.; 1-й этаж – 1828-1831 гг.; 2-й – 1872-1874 гг.; с 1990 г. в здании разместилась Киевская Духовная Семинария, открытая на территории Лавры в 1989 г.; в 1992 г. была возрождена и Академия). В 2007 г. перед парадным фасадом корпуса установлен памятник свт. Петру Могиле – фундатору киевских духовных школ (в 1631 г. свт. Петр открыл в Лавре Гимназиум, соединение которого в 1632 г. с Киево-Братской школой привело к образованию знаменитой Киево-Могилянской Академии). Второй корпус (№ 63) сооружен в 1990 г.: в нем размещаются библиотека и Церковно-археологический музей (возрожден в 2009 г.).

Резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви

Расположена к югу от главных зданий КДАиС. Корпус № 70 сооружен после Великой Отечественной войны в качестве детского сада для обслуживания гражданских семей, занимавших квартиры на территории Гостиного двора. Когда последние жильцы этих квартир переехали в город, садик был упразднен. В 1999 г. здание реконструировано и с тех пор служит Резиденцией Предстоятеля Украинской Православной ЦерквиБлаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Гостиный двор

Между 1062 и 1074 гг. прп. Феодосий Печерский устроил между «ветхим» монастырем (на Дальних пещерах) и местом будущей усадьбы Успенского собора (Верхней Лаврой) приют для калек и нищих с церковью св. ап. первомч. Стефана. Вероятно, впоследствии этот приют был упразднен из-за пережитых Лаврой разорений. Планы XVII в. указывают на данной тоерритории монастырские огороды. С XVIII в. ее застраивали деревянными домами для лаврских служб и паломников. Так, к западу от Ближних и Дальних пещер сформировалась еще одна составляющая Нижней Лавры – Гостиный двор. В XIX в. его застройка была уже каменной. В 1923-1988 гг. корпуса на Гостином дворе использовались как часть городского жилого фонда. В нач. XXI в. территория и строения Гостиного двора поэтапно возвращены монастырю. В тот же период здесь возведен ряд новых сооружений. В современном архитектурном ансамбле Гостиного двора наиболее примечательны корпуса №№ 56, 58, 68, 70а. Корпус № 58 сооружен в 70-80-х гг. XIX в. в качестве гостиничного, в настоящее время здесь открытая лучшая из монастырских гостиниц – «Лаврская» (вход – со стороны Западных ворот Нижней Лавры). Корпус № 68 состоит из разновременных частей: западная построена в 1849-1851 гг. для паломнической больницы, восточная – в 1864-1866 гг. для больничной церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Корпус № 56 – выразительный памятник архитектуры классицизма сер. XIX в.; он был построен в качестве одной из паломнических гостиниц и называлася Филаретовским – в честь свт. Филарета (Амфитеатрова); в настоящее время здание также является гостиничным. Корус № 70а, построенный в 2004-2006 гг. для отделов Священного Синода УПЦ, заметен по наружной отделке красным кирпичом и изогнутой планировке.